Местечко Хардангер, что в юго-западной части Норвегии, оказалось щедрым, дав название одновременно музыкальному инструменту, фьорду, ткани и направлению в вышивке.
Единого мнения о происхождении хардангер-вышивки у специалистов нет. Большинство склоняется к тому, что истоки этого вида рукоделия стоит искать в античной Персии, где похожая вышивка выполнялась тонкими шелковыми нитями по батистовому полотну.
К XVII веку с развитием торговых отношений и желанием локальных мастеров повторить купленную работу хардангер переместился в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию у этой вышивки теперь многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, датское хедебо, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке...
Бело-бежевые мотивы — характерные для местечка Лефкара образцы вышивки. Кипр.
Двусторонняя счетная гладь, с помощью которой выполняются строгие геометрические формы, ажурные фрагменты, ступенчатый край — вот признаки, по которым хардангер-работа легко узнается.
Традиционно хардангер-вышивка выполнялась хлопчатобумажными или льняными нитями природных тонов по груботканному полотну аналогичного цвета. Сейчас же выбор цветовых сочетаний ограничивается лишь вкусом мастера, а ассортимент тканей — одноименная ткань хардангер в их числе — позволяет подобрать основу, максимально отвечающую замыслу художника.
Первоначально вышивка хардангер была элементом национального норвежского костюма bunad, в котором она украшала фартук. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться в украшении домашнего текстиля.
Мировую известность хардангер приобрел благодаря представителям американских текстильных компаний, посетившим Норвегию в конце XIX века.
Местные жители в национальных костюмах и хардангер-изделия в сувенирных лавочках сделали свое дело: в Европе, США, Японии, Австралии стали появляться печатные издания с узорами и схемами, освещавшими особенности работы в этой северной технике.
Из книги Anna M. Porter Norwegian Drawn Work, примерно 1905 год. Собрание библиотеки Конгресса США.
Заметную роль в продвижении хардагер-вышивки на мировой арене сыграла и Всемирная парижская выставка 1900 года: экспонировавшемуся там хардангер-фартуку работы Brita Skalvei была присуждена награда, благодаря которой хардангер-тема попала во все выставочные документы. Вот так он выглядел (фото с мобильного телефона, краеведческий музей Утне, Улленсванг, регион Хардангер):
В период мировых войн интерес к хардангеру заметно ослаб и лишь в 70-х годах прошлого столетия рукодельницы вновь обратили внимание на эту вышивку.